Низкий уровень социально-экономического развития России

image

     Низкий уровень социально-экономического развития России, сложные исторические условия (империалистическая и гражданская войны, голод, разруха) диктовали необходимость осуществления диктатуры пролетариата в жесткой, суровой форме. Насилие, которое первоначально применялось для подавления контрреволюции, становится средством решения чисто хозяйственных задач.

     Внеэкономическое, насильственное принуждение к труду не стимулировало развитие личностных способностей, возможностей трудящихся, сдерживало их трудовую, социальную активность, ибо не сообразовывалось с их личными интересами и потребностями.

     В это время, в период «военного коммунизма», проблемы совершенствования личностных сил человека, создания политических условий для его развития, как кардинальные проблемы социализма, партия и правительство предполагали отложить на будущее.

     На первый план выдвигались задачи развертывания вещественных элементов производства. Считалось, что такой путь позволит быстрее и эффективнее достичь намеченной цели. Якобы решить проблему развития личностных сил человека возможно, лишь создав для этого необходимую материальную базу: в результате быстрого роста производства, общественного богатства, значительного повышения уровня материального благосостояния трудящихся.

     В конечном счете сам человек, его активный личностный потенциал не учитывались, соответственно, не раскрывались. Не сам человек создавал условия для своего дальнейшего развития, а вся система общественного производства лишь «готовила» основу, «закладывала» фундамент для личностного развития человека. Такая логика развития общественного производства формировала из человека иждивенца, способствовала его деградации, отчуждала от производственного процесса. Человек не жил собственно социальной жизнью, он лишь готовил для этого условия. Он не выступал как инициативный, самостоятельно действующий субъект. Настоящая или будущая деятельность индивида предопределялась теми или иными политическими актами, «спускаемыми» сверху.

     Прогресс в развитии производства достигался не посредством и в результате развития человека, а посредством «выхолащивания» из него личностного содержания, превращения его в элемент механизма, производящего предметные ценности.

     На установку первостепенного приумножения вещественных элементов производительных сил оказали влияние и различные последствия культа личности — массовые репрессии, технократический подход. В результате как в целом становление социализма в стране, так и в частности развитие принципа социальной справедливости приобрело ряд специфических черт, не предвиденных марксизмом. Это расцвет бюрократии, уравниловка, выводиловка, бесконтрольность и т. д.

     Безусловно, пролетариат, его авангард (партия) в результате своей активной деятельности устранили главные формы социальной несправедливости, связанные с эксплуатацией человека человеком; установили равенство граждан перед законом, равноправие наций, предоставили широкие социальные гарантии (обеспеченность работой, доступность образования, медицинского обслуживания, жилья и т. д.). Все это в целом составляет содержание социалистической социальной справедливости. Однако основная ее задача — освобождение человека от любых форм социального давления, наиболее полное развитие его личностных сил (творческой активности, самостоятельности, инициативности и т. д.) — не осуществлялась.


Информативность образа

Категория - Общество и философия